Top.Mail.Ru

Акция "Память Победы"

Вместо предисловия.
В 1936 году благодаря идеи нескольких артистов из разных театров города Омска, при поддержке руководства области был открыт театр кукол.
Точная дата официального открытия так и неизвестна, сохранились данные о том, что в мае в театр уже набирали сотрудников. (Сразу отметим, что большинство фактических данных о театре были найдены в Государственном архиве Омской области, отобраны, и описаны бывшим завлитом театра Валентиной Максимовной Берман. За что ей низкий поклон и добрая память).
По воспоминаниям одной из первых актрис театра Ольги Зикуновой куклы для первой постановки были получены от Сергея Образцова отозвавшегося на просьбу коллег из Сибири. Посылка с куклами не была из ряда вон выходящим событием. Подобная практика открытия театров существовала в те годы по всей стране, т.е. при непосредственной помощи Государственного центрального театра кукол, сразу зарекомендовавшего себя как методический центр и творческая лаборатория. Это положение сохранилось на многие годы. Вполне естественно, что первый антифашистский спектакль был поставлен Сергеем Владимировичем Образцовым и сыгран в Москве уже в июле 1941 года. И когда, в начале войны Государственный центральный театр кукол был эвакуирован в город Новосибирск, он продолжал оставаться координационным центром для всех кукольных театров страны.
Так, например, был разослан специальный сборник пьес с предлагаемыми эскизами кукол

Омский областной театр кукол 1941 – 1945гг.
«В тылу резко изменился внешний вид городов и горожан. Текущий ремонт домов, тротуаров и дорог в начале войны по существу прекратился. Вечером города погружались в сплошную тьму. Большая часть ресторанов, кафе, увеселительных учреждений закрылась, но кинотеатры, театры, парки культуры, библиотеки продолжали работать».
К концу 1941 года в Омской области работало четыре театра (включая прибывший 22 октября 1941 года Московский государственный театр им. Е.Б. Вахтангова), а с 1942 года стал работать и Сталинградский театр оперетты.
Тем более ни у кого не возникало мысли о закрытии театра кукол.
Сведений о творческой жизни омского театра кукол в годы Великой Отечественной войны практически не осталось. А те скупые факты, которые удалось найти, могут считаться лишь косвенными свидетельствами деятельности театра того периода.
«В годы Великой Отечественной войны спектакли часто показывали несколько раз в день: в десять утра, два тридцать дня, восемь вечера и в двенадцать или половине первого ночи. Поздние театральные представления организовывали для заводчан, которые работали в цехах круглосуточно по две – три смены, без выходных.
В репертуарной политике театральных коллективов стали ведущими два направления: наряду с серьезными драматическими произведениями патриотического содержания на сцене ставили веселые комедии и водевили».
Репертуар Омского театра кукол тех лет мало, чем отличался, от спектаклей которые шли как в Государственном центральном театре кукол, так и в других театрах страны. Это и «Очарованная сабля» Л. Браусевич, в постановке режиссера М. Иловайского (1941 год), «Петрушка на новогодней елке», «Боевой Петрушка», режиссер Л. Готлиб, «Гусенок» по пьесе Н. Гернет, режиссер Н. Висловская (1942 год), «Доннерветтер» А. Аронова, в постановке Н. Висловской, «Волшебная калоша» Г. Матвеева, в постановке Л. Готлиба (1943 год), «Адвокат Патлен» П. Когана (французский народный фарс), в постановке А. Трапани (1945 год).
Из статьи Л. Ханжаровой
Продолжение следует…