Top.Mail.Ru

Акция "Память Победы"

Безусловное влияние на творческую жизнь театра оказали принятые на работу эвакуированные из разных городов СССР актеры и режиссеры.
7 августа 1941 года в театр была принята Наталья Константиновна Висловская – актриса, будущий главный режиссер(50-е гг.) и директор театра (после 1945 гг.).
С 3 февраля 1942 года приступил к работе в качестве актера–кукловода эвакуированный из Москвы Андрей Петрович Трапани, в будущем один из ведущих режиссеров – кукольников.
По воспоминаниям театроведа Симоны Густавовны Ландау, в годы войны находящейся в эвакуации в Омске, в областном театре кукол собственная творческая позиция была сформирована во многом благодаря Андрею Трапани.
В своей книге «Парабола жизни. Андрей Трапани» она пишет: «Андрей Петрович искал репертуар в самых разных направлениях: в басенной классике с хорошо известными образами Крылова, приобретшими в новых условиях особую патриотическую остроту и созвучность времени («Волк на псарне» и др.), в фольклорных сатирических масках вызывающих не прямые, но живые ассоциации («Коза-дереза», «Превращения Петрушки» и др.), в попытке создать героико-патетический спектакль – «Сказки партизанского леса В. Швемберга и др. Во всех этих поисках, как чисто гротескных по форме, так и более реалистических, приближенных к формам жизни в декорациях и куклах (в частности, в спектакле по пьесе Швемберга) внутренняя структура характеров была у Трапани всегда психологически обоснована и достоверна. Уже эти первые его работы отличала четкость сквозного действия и основной их идеи.
… Кроме этого откровенно политического зрелища, А. Трапани де¬лал попытки создать для театра и пьесы на современном материале психологически более разработанные и реалистические. Так им был привлечен к работе начинающий литератор В. Судачков, которым была написана пьеса на военную тему «Двое и Джек», долго не сходившая с афиш».
И далее: «…Спектакли эти, очень разные по своему характеру и тематике, от¬личало стремление начинающего режиссера найти точные стилевые и национальные краски, выстроить внутреннюю логику развития действия, исходя из характеров, а не подменять его одной лишь внешней динамич¬ностью, как нередко тогда бывало в кукольных представлениях, серьез¬ное внимание к слову, к доходчивости смысла, а также чуткое понимание возрастных особенностей детского зрителя».
Стоит заметить, что многие пьесы из вышеперечисленных и запомнившихся автору воспоминаний как постановки военных лет, были осуществлены уже после окончания войны, вплоть до 50-х годов и не могут быть отнесены к периоду Великой Отечественной войны. Например, согласно театральной описи спектакль «Сказки партизанского леса» вошли в репертуар только в 1948 году и т.д.
Нельзя не отметить вклад в творческую жизнь театра Михаила Михайловича Иловайского. Все его спектакли пользовались успехом не только у зрителей, но и у профессионалов. Будучи в то время актером областного драматического театра и педагогом театрального училища, он поставил несколько запоминающихся спектаклей в театре кукол. М.М. Иловайский охотно использовал в постановках музыку русских композиторов М.П. Мусоргского и Э.Ф. Направника в «Очарованной сабле» (1941 г.), Н.А. Римского – Корсакова в «Золотом Петушке» (1944г.).
Корреспондент «Омской правды» Г. Дусавицкий в заметке от 23 июня 1944 года писал:
«Омский областной театр кукол показал своему юному зрителю русскую народную сказку «Очарованная сабля»... В работе постановщика М.М. Иловайского приятно отметить печать сценической культуры. При всей лубочности, неизбежно вытекающей из специфики кукольного театра и фольклорного характера сказки, спектаклю придан яр¬кий исторический колорит. ...Дети с большим удовольст¬вием следят за похождениями бравого русского солдата (арт. Белов), их прельщает образ царя-плотника Петра I (арт. Тимошенко), их смешат не¬удачи злого воеводы (арт. Еселевич) и скупой хозяйки кор¬чмы (арт. Шейна). ...Спек¬такль «Очарованная сабля», как и ряд предыдущих поста¬новок (политической сатиры «Доннерветтер», сказок «Вол¬шебная калоша» и «Коза-де¬реза»), свидетельствует о боль¬ших творческих возможностях Театра кукол».
13 января 1942 года в театр был зачислен драматург, будущий режиссер театра Лев Абрамович Готлиб, который поставил в годы войны 7 спектаклей и несколько концертных программ. Был автором и соавтором (с А.Ароновым) многих пьес не один год шедших на сцене театра, какой-то небольшой период в 1943 году руководил театром.
Из статьи Л. Ханжаровой

Продолжение следует